”РУСАЛ” объявляет финансовые результаты 2019 года

РУСAЛ (тoргoвый кoд нa Гoнкoнгскoй фoндoвoй биржe 486, нa Мoскoвскoй биржe RUAL), oдин из крупнeйшиxв мирe прoизвoдитeлeй aлюминия, oбъявляeт рeзультaты дeятeльнoсти кoмпaнии пo итoгaм чeтвeртoгo квaртaлa и 2019 гoдa.

Oснoвныe рeзультaты:

  • В 2019 гoду нa рынкe aлюминия сoxрaнялaсь нeблaгoприятнaя рынoчнaя кoнъюнктурa. Выручкa РУСAЛa зa гoд, зaкoнчившийся 31 дeкaбря 2019 гoдa, сoкрaтилaсь нa 5,5% – дo 9 711 млн дoлл. СШA пo срaвнeнию с 10 280 млн дoлл. СШA в 2018 гoду в рeзультaтe снижeния нa 15,1% срeднeй цeны нa aлюминий нa Лoндoнскoй биржe мeтaллoв (LME) с 2 110 дoлл. СШA зa тoнну в 2018 гoду дo 1 792 дoлл. СШA зa тoнну в 2019 гoду и пaдeния нa 11,2% срeдниx рeaлизoвaнныx прeмий к цeнe LME.
  • Пaдeниe цeны нa aлюминий чaстичнo кoмпeнсирoвaлoсь рoстoм нa 13,8% oбъeмoв прoдaж пeрвичнoгo aлюминия и сплaвoв в 2019 гoду пo срaвнeнию с 2018 гoдoм. Увeличeниe прoдaж пeрвичнoгo aлюминия и сплaвoв нa 26,2% в чeтвeртoм квaртaлe 2019 гoдa привeлo к рoсту выручки в чeтвeртoм квaртaлe 2019 гoдa нa 5,2% – дo 2 489 млн дoлл. СШA пo срaвнeнию с 2 365 млн дoлл. СШA в тoм жe квaртaлe 2018 гoдa. В пoслeднeм квaртaлe 2019 гoдa срeдняя рeaлизуeмaя прeмия увeличилaсь нa 32,4% – дo 143 дoлл. СШA зa тoнну пo срaвнeнию сo 108 дoлл. СШA зa тoнну в чeтвeртoм квартале 2018 года.
  • Несмотря на волатильность рынка, себестоимость производства одной тонны в алюминиевом сегменте в 2019 году снизилась на 1,2% – до 1,627 долл. США по сравнению с 1,646 долл. США в 2018 году – в результате эффективного управления затратами.
  • В течение последнего квартала 2019 года компания продолжила оптимизацию стоимости и структуры долгового портфеля, заключила сделку предэкспортного финансирования, привязанную к показателям устойчивого развития (PXF2019), на сумму 1 085 млн долл. США со сроком погашения 5 лет (процентная ставка зависит от выполнения компанией KPI устойчивости) и успешно разместила 4-й транш рублевых облигаций на сумму 15 млрд рублей с рекордно низкой ставкой 7,45%. Впоследствии транш рублевых облигаций был конвертирован в долг, выраженный в долл. США, со ставкой 3,65%.

Комментируя результаты 2019 года, генеральный директор РУСАЛа Евгений Никитин отметил:

«В прошлом году РУСАЛ, как и вся алюминиевая отрасль в целом, столкнулся с серьезными испытаниями, в том числе с падением средней цены на алюминий на LME более чем на 15%, что в конечном итоге привело к снижению годовой выручки Компании по сравнению с результатами 2018 года. Ситуация также осложнилась из-за пропуска сезона контрактации вследствие действовавших санкций OFAC.

Однако по итогам этого непростого для Компании года можно с уверенностью сказать, что РУСАЛу удалось сохранить инвестиционную привлекательность благодаря приверженности стратегии, направленной на разработку и продвижение новых алюминиевых продуктов и сплавов, а также на сырьевое самообеспечение.

Доказательством поддержки со стороны финансового сообщества стало успешное закрытие двух сделок по привлечению капитала: во-первых, Компания завершила размещение четырех траншей рублевых облигаций на общую сумму около 930 млн долл. США. Во-вторых, РУСАЛ стал первой компанией на российском рынке, подписавшей синдицированный предэкспортный кредит, привязанный к показателям устойчивого развития, от синдиката международных и российских коммерческих банков на рекордную сумму более 1 млрд долл. США.

В 2019 году мы продолжили восстанавливать наши отношения с клиентами – нам удалось вернуться на рынок ПДС и возобновить ряд долгосрочных контрактов. В течение 2020 года Компания продолжит усиливать собственные рыночные позиции в качестве крупнейшего мирового производителя «зеленого» алюминия».

Тенденции развития мировой алюминиевой отрасли

Спрос на алюминий

Значение глобального индекса деловой активности производителей в конце января 2020 года показывает, что в последние месяцы прошлого года промышленность вышла из кризиса. В январе 2020 года PMI вырос с 50,1 до 50,4 – самой высокой отметки с апреля прошлого года. Рост обеспечили главным образом развитые страны, поскольку совокупный PMI по развивающимся странам оставался неизменным в течение последних пяти месяцев. Однако проблемы, связанные со вспышкой коронавируса COVID-19, могут оказать значительное негативное влияние на этот рост и привести к ухудшению ситуации на рынке алюминия в первом полугодии 2020 года.

Мировой спрос на алюминий в 2019 году вырос на 0,1% – до 65,3 млн тонн. В остальной части мира (без учета Китая) спрос упал на 2,6%, составив 28,5 млн тонн, в то время как в Китае спрос вырос на 2,4% и составил 36,8 млн тонн. Несмотря на сохраняющуюся неопределенность, сегмент транспортных перевозок может способствовать росту спроса на алюминий в 2020 году на фоне запуска производства новых моделей, в том числе электромобилей, и роста применения алюминия в автомобилях. Принимая во внимание упомянутые ранее факторы, ожидается, что мировой спрос на первичный алюминий в 2020 году вырастет на 1,3% в годовом выражении и составит 66,1 млн тонн, при этом спрос в остальной части мира (без учета Китая) вырастет на 1,1% – до 28,8 млн тонн, а в Китае спрос увеличится на 1,5% – до 37,3 млн тонн.

В 2019 году российская экономика продолжила работать на малых оборотах: темпы роста ВВП снизились до 1,2% (по сравнению с 1,8% в прошлом году), а индекс промышленного производства сократился до 2,4% на фоне замедления темпов роста инвестиций до 2,0%. Во втором полугодии 2019 года деловая активность заметно ухудшилась, что способствовало падению индекса PMI в промышленном секторе ниже уровня 50 пунктов.

На фоне замедления темпов промышленного роста и снижения покупательской способности негативная динамика наблюдалась также в большинстве потребляющих алюминий отраслей, преимущественно в автомобильном и энергетическом сегментах. Строительство – единственный сектор, который продемонстрировал значительный рост: строительство жилья в 2019 году выросло на 6,2%.

В 2019 году спрос на первичный алюминий в России и странах СНГ вырос на 1,1% – до 1,13 млн тонн (в том числе в России – на 0,9 млн тонн) и, как ожидается, вырастет до 1,15-1,2 млн тонн в 2020 году. 

В 2019 году экономика Европы столкнулась с рядом потрясений, которые сдерживалирост ВВП. Повышенная неопределенность относительно торговой политики и риск выхода Великобритании из ЕС без сделки оказывали негативное влияние на бизнес, по крайней мере, до конца года. После умеренного старта в январе экономика 28 стран ЕС, по-видимому, в течение года растеряла положительную динамику. Между тем негативные факторы, подорвавшие европейскую промышленность, в последние время ослабли, что подтверждается ростом промышленного производства, темпы которого несколько выше, чем в конце прошлого года. Индекс PMI производственного сектора Еврозоны свидетельствует о небольшом улучшении условий ведения бизнеса в течение трех месяцев подряд из четырех последних месяцев года (рост до 47,9 в январе 2020 года), таким образом спад в Еврозоне замедлился в сентябре прошлого года.

Аналогичную тенденцию к восстановлению можно наблюдать в автомобильном секторе, который ранее продолжительное время сокращался из-за внедрения Всемирной гармонизированной процедуры испытаний легковых автомобилей (WLTP) в отношении выбросов, что привело к образованию «узких мест» в области сертификации и регистрации автомобилей. В 2019 году переход на цикл испытаний WLTP ударил по производству, снизив показатели в крупнейших странах-производителях на 6,5%. Однако, поскольку средний показатель за шесть месяцев вырос с середины года, аавтомобильная промышленность Германии и Турции показали первые признаки восстановления, автомобильное производство может восстановиться и достичь уровня 2018 года в следующем году.

Объем производства в строительной отрасли рос в течение 2019 года, а индекс PMI строительной отрасли Германии достиг в декабре девятимесячного максимума (53,8). В основном это объяснялось поступательным развитием рынка новостроек.

Чистый эффект этих изменений – падение спроса на первичный алюминий в Европе (включая Турцию, но исключая Россию) на 2,1% – до 9,2 млн тонн.

В 2019 году темпы роста экономики в Северной Америке замедлились, а экономическая и промышленная активность пострадала от эскалации торговой войны между США и Китаем, и применения правил Раздела 232, ограничивающих импорт алюминия и стали из большинства стран-производителей. В 2019 году темпы роста ВВП в годовом исчислении оцениваются в 2,3%, что превышает ожидания рынка на начало года, в основном благодаря стабильному внутреннему спросу. Несмотря на снижение в сентябре-ноябре 2019 года в годовом выражении, промышленное производство в ближайшие месяцы будет расти на фоне соглашения о «первом этапе», подписанного между США и Китаем в январе 2020 года.

В 2019 году производство автомобилей в Северной Америке сократилось на 4,1%, что привело к ослаблению спроса на алюминий. Между тем показатели строительства в США демонстрируют очень хорошие результаты, особенно в ноябре и декабре 2019 года, что привело к увеличению числа новых жилых объектов на 3,9% в годовом выражении. 

В 2019 году совокупный спрос на первичный алюминий в Северной Америке сократился на 3,6% – до 6,5 млн тонн.

В первом полугодии 2019 году экономику Японии поддерживал сильный внутренний спрос, однако он ослабел в течение года на фоне неблагоприятной внешней среды (эскалация торговой войны между США и Китаем) и повышения налога на потребление. Соответственно, в 2019 году годовые темпы роста ВВП оцениваются в 0,8%, в то время как промышленное производство сократилось на 1,8%. Несмотря на хорошие перспективы коммерческих и инфраструктурных расходов в преддверии Олимпиады, замедление темпов строительства нового жилья сдерживало общую активность в строительном секторе. При этом за первые десять месяцев автомобильное производство выросло на 1,3% в годовом выражении. 

В 2019 году в регионе АСЕАН наблюдалось умеренное замедление темпов роста, а спрос на первичный алюминий соответствовал данному тренду, спровоцированному торговыми конфликтами в Азии. В итоге в 2019 году спрос на первичный алюминий в Азии (за исключением Китая и Индии) упал на 5,5% – до 6,0 млн тонн. Тем не менее, в декабре индекс PMI в производственном секторе показал лишь частичное ухудшение общих условий ведения бизнеса, причем темпы замедления стали минимальными с июня 2019 года. Рыночные ожидания на 2020 год в целом позитивные, главным образом благодаря росту производства и появлению новых предприятий впервые за несколько месяцев.

Индийская экономика пытается преодолеть длительный спад, а темпы роста ВВП в 2019 году снизились до 5,1% с 7,4% в 2018 году на фоне слабого внутреннего спроса, который ранее стимулировал развитие национальной экономики. Темпы роста в строительном секторе увеличились на 5,7% в годовом выражении, в то время как производство автомобилей упало на 12,7% из-за слабых продаж и перехода на новые стандарты выбросов. В совокупности эти факторы привели к падению спроса на первичный алюминий на 1,4% в 2019 году – до 2,1 млн тонн.

В 2019 году экономика Китая выросла на 6,1% в годовом исчислении, а индекс PMI Caixin в производственном секторе в январе 2020 года упал с 51,5 до 51,1, что все равно намного выше 50 пунктов. Несмотря на это, как уже упоминалось ранее, ожидается, что экономика Китая серьезно пострадает от проблем с коронавирусом в 1 квартале 2020 года, в результате чего общие темпы роста ВВП составят 5,8%.

Спрос на алюминий вырос на 2,4% в годовом выражении – до 36,8 млн тонн в 2019 году и значительно укрепился во 2 полугодии 2019 года на фоне мер государственной поддержки и окончательных положительных результатов торговых переговоров между США и Китаем.

 Предложение алюминия

За 2019 год производство алюминия в остальной части мира (без учета Китая)выросло на 1,7% и составило 28,2 млн тонн.

В целом на протяжении 2019 года на рынке алюминия в остальной части мира (без учета Китая) наблюдался дефицит в размере около 0,3 млн тонн.

Если смотреть на кривую себестоимости (без учета Китая), то примерно 10% алюминиевых заводов (мощностью 3 млн тонн) несут убытки, несмотря на снижение себестоимости сырья; более половины производителей глинозема в остальной части мира (без учета Китая) несут убытки. 

В 2019 году производство первичного алюминия в Китае упало на 1,8% в годовом выражении – до 35,7 млн тонн, а большинство производителей получают небольшую маржу. Из-за экологических проблем и проблем с бокситовым сырьем некоторые производители приняли решение о переносе закрытых мощностей в другие провинции. В декабре операционная мощность увеличилась на 575 тыс. тонн в год по сравнению с прошлым месяцем – до 36,6 млн тонн в год из-за перезапуска мощностей в размере 420 тыс. тонн в год и ввода в эксплуатацию новых мощностей в размере 185 тыс. тонн в год, при этом рост был частично компенсирован сокращением других мощностей на 30 тыс. тонн в год.

Как уже упоминалось ранее, коронавирус окажет негативное влияние на рынок алюминия в Китае в первом полугодии 2020 года, ожидаются значительное перепроизводство и слабый спрос. Если смотреть на кривую себестоимости в Китае, то примерно 27% алюминиевых заводов несут убытки из-за снижения цены до 12 830 юаней за тонну на Шанхайской фьючерсной бирже.

Производство глинозема в ряде регионов в первую очередь пострадает от логистических проблем, влияющих как на доставку бокситов, так и на отгрузку глинозема. Более низкий спрос в Китае и значительные запасы могут оказать влияние на цены алюминия и в конечном счете отложить ввод новых мощностей.

В 2019 году экспорт недеформируемого алюминия и алюминиевых полуфабрикатов из Китая сократился на 1,2% в годовом выражении – до 5,733 млн тонн. Экспорт из Китая упал на 25,3% в годовом выражении – до 669208 тонн в январе-феврале 2020 года, ожидается дальнейшее падение на фоне проблем с коронавирусом.

Читать отчет полностью на сайте компании

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.